четверг, 14 февраля 2013 г.

пахаев василий яковлевич

Отлучение от науки ударило, прежде всего, по карману. Жить приходилось за счет гонораров от публикаций в сибирских газетах и публичных лекций. Красочную иллюстрацию этих занятий Анучин дает в одном из писем за 1909 г.: «А нужда донимала. И я пустился во все тяжкие. Я проституировал пером и писал ради нескольких грошей... У меня не хватило совести сделаться предпринимателем, и я читал в пользу благотворительных обществ, а они мне дают по 10 р. за выступление. Я читал в городе, читал в деревне. Читал чистой публике и публике демократической, и буржуям, и приказчикам, и кухаркам, не откажусь прочитать и в публичном доме» (6).

Появление нашего героя в Красноярске совпало с началом первой русской революции. Он примыкает к эсерам, с октября 1906 по март 1907 гг. издает еженедельную газету «Красноярский дневник». На выборах во 2-ю Государственную Думу Анучин выдвигает свою кандидатуру от местной организации ПСР и терпит сокрушительное поражение, собрав 70 голосов избирателей (менее 7 % от принявших участие в голосовании) (4). Характерно, что одновременно, согласно сведениям местных жандармов, выступая на собраниях местной интеллигенции, Василий Иванович «пришел к заключению, что все предлагаемые кандидаты не удовлетворяют своему назначению и единственным лицом, могущим явиться от г. Красноярска это доктор Владимир Михайлович Крутовский, которого он и предлагал выбрать» (5).

Тем не менее, в течение 1905-1908 гг. Анучин каждое лето выезжал в Туруханский край для изучения образа жизни местных аборигенов, но так и не сумел обработать собранные материалы, отказался передать их в Музей этнографии, а часть из них продал за границу. В конечном счете, научная нечистоплотность Василия Ивановича привела к прекращению финансирования его экспедиций и закрыла перед ним путь в академическую науку.

Можно по разному оценивать характер деятельности нашего героя в самом начале ХХ в. и литературные качества его произведений, но следует заметить, что о нем сложилась репутация работоспособного и «идейного» молодого ученого. Иначе бы его не стали заочно избирать в декабре 1904 г. правителем дел Красноярского подотдела Восточно-Сибирского отдела Императорского Русского географического общества (РГО). Однако на научном поприще он лавров не стяжал. К тому же поссорился с председателем подотдела, начальником Енисейского землеустроительного отряда В.Ю. Григорьевым и уже в первой половине 1906 г. собрание членов объединения снимает нашего героя с должности. Как объяснял Григорьев, «вследствие того, что В.И. Анучин не проявил в качестве правителя дел ни инициативы, ни какой-либо деятельности, в коих общество нуждается, вступил в конфликт с распорядительным Комитетом Подотдела, ...а также, выехав в Туруханский край, не позаботился сдать делопроизводство, чем как бы намеренно создал в отношении деятельности Подотдела малопонятную обструкцию» (3).

Выходец из мещанской семьи, Василий Иванович Анучин окончил в 1891 г. Красноярское духовное училище, а в 1896 г. четыре класса Томской духовной семинарии. Во время обучения в последней он был библиотекарем и членом кружка взаимопомощи и саморазвития семинаристов. В связи с этим на его квартире был произведен обыск. С осени 1897 г. наш герой учится в столичном Археологическом институте, регулярно в летнее время совершая экскурсии на родину, в Енисейскую губернию. В Петербурге он знакомится с видными учеными-этнографами В.В. Радловым, Л.Я. Штейнбергом, Д.А. Клеменцем, входит в число ближайших знакомых Г.Н. Потанина. Одновременно возглавляет Красноярское студенческое землячество, входившее в «Союз сибирских землячеств» (2). Начиная с 1900 г. выходят в свет литературные произведения Василия Ивановича: «Рассказы сибиряка», повесть «По горам, по лесам», «Сибирские сказки», «Сибирские легенды», «Сказания», «Рассказы сибиряка» и т.д.

Скандальная слава сопровождала сибирский этап жизни нашего героя. Желание прославиться, показать свою значимость и знакомства, в частности, с В.И. Лениным, А.М. Горьким, навредили уже после смерти. Благодаря разоблачительным публикациям Л. В. Азадовской (1) В.И. Анучин был выведен за рамки общественно-политической и литературной жизни Сибири конца Х1Х начала ХХ вв. О нем перестали писать и упоминать даже в необходимых случаях. Разделяя основные положения и выводы Азадовской, считая доказанными факты фальсификаторской деятельности Анучина, мы, тем не менее, считаем необходимым вернуть его из небытия и кратко остановиться на роли этой личности в жизни региона и в истории сибирского областничества.

2 апреля 1875, с. Базаиха Красноярского уезда Енисейской губ. 1943, Самарканд

Анучин В.И. (библиография)

Документы по теме:

Анучин Василий Иванович (1875-1943)

/ Историческое краеведение / Сибирское областничество / Сибирские областники

Судьбы, связанные с Томском

Анучин Василий Иванович

Комментариев нет:

Отправить комментарий